«Первая наша регистрация - говорит Председатель «Радонежа» Евгений Никифоров - произошла в 1987 году, с началом горбачевской перестройки. Тогда мы зарегистрировались сначала экспериментально-творческое объединение, а вскоре (в 1988 году) - кооператив «Радонеж». Это была единственная возможность получить юридическое лицо. Мы назывались "творческо-производственный кооператив "Радонеж".
«Радонеж» никогда не был формальным объединением и не ставил перед собой надуманных целей. Мы всегда были братством православных людей, объединенных любовью ко Христу, Его Церкви, собравшимися вокруг одного духовника - знаменитого архимандрита Амвросия (Юрасова), основателя одного из крупнейших женских монастырей - Свято-Введенского монастыря в г. Иваново. Мы, видимо, не являемся каким-то особенным исключением этой эпохи. Я знаю, что в Польше в то же время возникло братство православной молодежи, которое так же, как и мы, открыло для себя существование Православной Церкви, было вдохновлено ее величием и красотой и горячо пожелало ей послужить.
Мирослав Матренчик, Евгений Чиквин, Юрек... Их стремления и мотивы настолько нам близки и понятны, что нам иногда трудно себя как-то особенно от них отличать. Мы представляли то поколение, которое уже не было запугано КГБ, которое не знало чудовищных гонений на Церковь, и которое впитало в себя дух свободы и независимости, стойко обозначило свое неприятие коммунистической идеологии и всей, связанной с нею лжи.
Я думаю, что если бы перестройка задержалась еще на несколько лет, я и мои приятели остаток жизни провели бы в лагерях. Хочу вам напомнить, что уже во времена гласности мой друг в 1989 году был арестован по статье "религиозная пропаганда". И действительно, ведь до этого мы существовали как сообщество религиозных диссидентов, мы создали три подпольных воскресных школы для детей, занимались религиозным самиздатом. Ведь тиражи-то были по нынешним меркам совсем не маленькие! Скажем, труды св. Иоанна Златоуста, в 1000 страниц том, были изданы тиражом в 1000 экземпляров. И ведь это на «ксероксах», которые находились под особым контролем КГБ. Эти аппараты находились в особых комнатах с оцинкованной дверью, и право размножить даже производственную инструкцию давал только руководитель предприятия.
Но когда в России наступили дни свободы, мы со всей своей нерастраченной энергией бросились организовывать православные выставки, концерты, вечера. И тогда мы во всем были первыми: первая пасхальная открытка была издана нами, первая официально вышедшая православная книжка была выпущена нами. Мы обратились в Союз архитекторов и делали с ними выставку "Христианское жилище". Вместе с Союзом писателей делали конкурс на лучший Рождественский рассказ. С Союзом художников делали первые выставки религиозной живописи. Наши вечера в Культурном центре "Меридиан" собирали полуторатысячную аудиторию, билет невозможно было купить, и люди стояли в проходах между кресел.
Но с развитием законодательства и мы меняли свой статус. Сначала мы получили статус общественного объединения, а с принятием Закона о свободе совести стали тем, чем нам и полагалось быть: религиозным объединением Русской Православной Церкви Московского Патриархата, православным братством "Радонеж".
К этому времени многие наши начинания также приобрели законченные формы. Наши дети подрастали, им нужно было идти в школу. Но ужасы советской школы, особенно в ее постсоветском, уродливом выражении, нас пугали. Поэтому мы создали для своих детей первую православную и соответственно первую негосударственную школу в России - Православную классическую гимназию "Радонеж" (1990 год), а в следующем году открыли еще две, подобные ей, школы в Москве. Гимназия "Радонеж" сделала уже пятнадцать полных выпусков. Почти все ее выпускники поступили в высшие ученые заведения Москвы, многие окончили семинарии и уже стали священниками Русской Православной Церкви, впрочем, это касается всех наших школ.
В этих школах мы не стремились возродить дореволюционную гимназию. Да и вообще дух стилизации нам не свойственен. Изменилось общество, у людей другие потребности. Мы должны были сделать современную гуманитарную школу, в которой дети получали бы повышенный уровень гуманитарного образования и православно-нравственное окормление. Мы прекрасно понимали опасность искуса фарисейства и как можно более тщательно обходили ее. Мне кажется, многое удалось. Главное, что достигнуто в наших школах - это дух христианской любви. Дети не чувствуют себя скованными, а отсюда возникает и - это негосударственные светские учебные заведения, дающие среднее образование повышенного уровня, гуманитарной (классической) направленности с преподаванием ряда дисциплин вероучительного характера особенная мотивация к обучению. Они легко и с интересом учатся по 9 уроков в день, да еще ходят на факультативы.
Нам хотелось посещать святые места - и мы создали Паломническую службу "Радонеж". Теперь это - крупнейшая паломническая служба Русской Православной Церкви, имеющая более 170 маршрутов в России и за рубежом. Слава Богу, что наша служба за эти годы не превратилась в коммерческое предприятие, а сохраняет главное в своем названии: служение. Даже самые неимущие могут отправиться с нами помолиться в крупнейшие обители Русской Церкви и к святыням вселенского Православия. В год более 10 тысяч паломников отправляются по маршрутам "Радонежа".
Начавшаяся перестройка привела к тому, что практически все СМИ оказались не столько средствами массовой информации, сколько средствами влияния и пропаганды отдельных финансово-промышленных групп. Создавалось ощущение, что правды вообще невозможно доискаться. Поэтому мы создали Православное обозрение "Радонеж" - первую независимую православную газету. Сейчас, хотя у газеты и нет больших спонсоров, а развиваться без них в современной российской экономической ситуации очень трудно, это все-таки 16-полосный еженедельник, выходящий тиражом в 10 тысяч экземпляров. Это голос Московских и Санкт-Петербургских духовных школ, московской православной интеллигенции.
Но самым крупным нашим проектом, безусловно, стала радиостанция "Радонеж".
Идея создания такой радиостанции появилась в 1990 году, как это ни покажется парадоксальным, в Париже. Там я встретил замечательного человека, представителя древней русской дворянской семьи, священника, ректора Свято-Сергиевского Богословского института, о. Бориса Бобринского. Оказалось, что этот чудесный подвижник в течение многих лет собирал средства для существования созданной им маленькой радиостанции, студия которой находилась в Париже, а передатчик в Португалии. И вот оттуда, из Португалии, на коротких волнах, радиостанция "Голос Православия" дважды в неделю около часа вещала на Россию. Отцу Борису были чрезвычайно дороги даже малейшие весточки из России. Он буквально жил редкими письмами своих слушателей. Но сейчас, когда появилась свобода слова в России, можно было делать дело гораздо масштабнее. И вот, в 1990 году мы основали первую в России независимую и, естественно, первую православную, радиостанцию "Радонеж".
Она пережила и путчи, и расстрел Белого дома, всевозможные кризисы и дефолты доказывая в самые критические моменты новейшей российской истории, что Православие остается поистине совестью нации.
Не вдаваясь в политические интриги, мы старались всегда свидетельствовать о правде, справедливости, о том, что Христова любовь торжествует в мире.
Сейчас мы выходим ежедневно трехчасовой программой с 20 до 23 часов по московскому времени. У нас более десяти передатчиков, таким образом мы покрываем значительную часть российской территории. Нас слышат в Москве и Санкт-Петербурге, Владивостоке и Новосибирске, Оренбурге, Екатеринбурге, Новокузнецке, а с недавнего времени мы доступны через Интернет - всему миру.
Нам звонят в прямой эфир слушатели из Аризоны (США), из Сиднея (Австралия), не говоря уже о Франции, Италии и других странах.
Концепция нашего радиовещания совершенно противоположна принятой сейчас на современном радио бойкости. «Радонеж» - это три часа тишины в эфире. Мы стараемся полемику и споры, которые так характерны для современной жизни Православия, выносить из наших радиопередач в газету или на форумы Интернет. Наша задача - проповедь здравого учения. Мы хотим дать возможность пастырям, которые сохраняют церковное предание, которые укоренены в духе церковности, передать свой духовный опыт последующим поколениям.
Ведь в России еще в 20-х годах прошлого века большевиками было уничтожено 300 тысяч священнослужителей и монашествующих. Это нанесло громадный урон нашей Церкви. Поэтому только с помощью средств массовой информации, учитывая гигантские просторы России, на наш взгляд, возможно духовное возрождение России.
Часто возникают у людей, далеких от Церкви, лукавый вопрос: а на какие средства все это громадье было создано и существует? Но у нас никогда не было богатых спонсоров, мы всегда существовали исключительно на свои заработки, просто старались подходить к делу с возможной долей практичности и деловитости.
И сейчас радио "Радонеж" существует исключительно на пожертвования православных христиан. Мы действительно народное радио, существующее на подписку своих слушателей. Люди любят нашу радиостанцию, и жертва радио для них - это не просто веление долга, это - жертва любви. А большего удовлетворения для верующего сердца и для профессионала невозможно представить.
Но, слава Богу, мы не обделены вниманием Священноначалия. Ведь все наши основные проекты создавались по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II, а ныне продолжают свою деятельность по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Труды наших братьев и сестер служащих и в газете, и на радио, и в паломнической службе, и в гимназиях отмечены орденами Русской Православной Церкви. В приветственном письме Святейшему Патриарху Алексию по случаю десятилетия его интронизации я искренне писал, что мы поистине являемся духовным чадами Его Святейшества, плодом его патриаршества, эти слова можно было бы повторить и через еще одно прошедшее с тех пор десятилетие. Ныне Братство «Радонеж» вступает в третий десяток своего служения. Нашу Церковь возглавил Святейший Патриарх Кирилл, с которым мы долго и плодотворно работали многие годы. Мы помощники ему в его трудном Патриаршьем служении и нам хотелось бы быть достойными соработниками ему в той миссии, которую на него возложил Господь, и насколько Он даст сил, послужить Его Святой Церкви.»